Узнай все о Титанике

.:Ссылки:.
Главная
Статьи о Титанике
Пожертвования
Контакты
ENGLISH
 
Дневник Титаника.  

5-15 апреля 1912 года

Пятница, 5ое апреля 1912 года

Это была "хорошая пятница" и "Титаник", гордость "Уайт Стар Лайн", весь "одетый" флажками и вымпелами для приветствия жителями Саутгемптона стоял у причала. Это единственный случай, когда он "одевался". "Титаник" прибыл в порт Саутгемптона сразу после полуночи к началу загрузки на него продовольствия и укомплектования командой и персоналом для первого рейса.

Суббота, 6ое апреля 1912 года

День вербовки большинства членов команды. Начинает пребывать общий груз. Окончательный вес груза составляет 560 тонн и включает в себя 11 524 отдельных частей. Давка в залах наема Объединения и "Уайт Стар". Сотни подписавших контракты из Британского Объединения Моряков (British Seafarer Union) и Национальных Объединений Моряков и Пожарных (National Sailors' and Firemen's Union), все беспокоятся о возвращении на работу (угольный кризис вызвал широкое распространение безработицы среди моряков Саутгемптона). Тот факт, что "Титаник" был совершенно новым и его капитаном был Эдвард Дж. Смит, конечно не был ущербным, хотя некоторые моряки бесспорно отказывались из-за предстоящего первого рейса. В то время, как большинство поступало из Саутгемптона, некоторые были из Ливерпуля, Лондона и Белфаста: "британская команда для британского судна". К концу дня большинство действующих членов экипажа было нанято.
В дополнение к многим местам общего груза, через боковые угольные порты было загружено более 5 800 тонн угля - грязный бизнес. Это заняло 24 часа, после чего судовой плотник заделал угольные порты клеенчатыми прокладками, пропитанными свинцовым суриком. После этой процедуры каждое перило, палуба, лестница и коридор подверглись полной очистке для удаление хорошего слоя черной пыли, которая распространилась повсюду.

Пасхальное воскресенье, 7ое апреля 1912 года

"Титаник" оставался ошвартованным на причале №44. "Уайт Стар Лайн" использовала Саутгемптон для срочного обслуживания пассажиров с 1907 года. Причалы №43 и №44, углубленные до глубины в 12 метров выше приливной отметки и обслуживали главные лайнеры, типа "Титаника" и "Олимпика". К 1912 году население Саутгемптона возрасло до 120 512 жителей и продолжало увеличиваться, так как все больше и больше компаний делало Саутгемптон их портом обращения.

Угольный кризис закончился 6 апреля, но не было достаточног времени, чтобы доставить в Саутгемптон недавно добытый угол и загрузить его на "Титаник". Уголь с пяти судов Международного Торгового Флота (International Merchant Marine, владелец "Титаника"), находившихся в порту, и оставшийся уголь с близнеца "Олимпика" прогрохотал в просторные угольные бункеры "Титаника". Он прибыл с 1 880 тоннами угля и к этому было добавлено еще 4 427 тонн, пока судно было в Саутгемптоне. Неделя в порту отняла 415 тонн на пар для обеспечения работы грузовых лебедок, освещения и отопления всего судна. Район порта был пустынен в это Пасхальное воскресенье и все работы на "Титанике" на этот день были прекращены. Никакого дыма или пара не поднималось из его труб. Судовой колокол отбивал склянки над портом, отмечая пройденное время и голубой флаг трепетал на кормовом флагштоке... Это были последние спокойные часы "Титаника".

Понедельник, 8ое апреля 1912 года

"Титаник" оставался привязанным у саутгемптонского причала №44 и был готов отправиться в свой запланированный первый рейс в среду.
В понедельник произошло возобновление активности, но в более безумном темпе, чем это было менее трех дней назад перед прибытием. На борт грузилось свежее продовольствие, доставленное к доку поездом и затем поднимаемое на телегах на судно. Семьдесят пять тысяч фунтов свежего мяса и одиннадцать тысяч фунтов свежей рыбы были уложены в огромные холодильники и складские помещения на кормовой палубе. Для любителей сладкого было загружено 1 750 кварт мороженого. До отправления осталось так немного времени. Томас Эндрюс в последний раз перед отплытием сделал пометки о всех особенностях судна, также как и проблемах, возникших во время небольшого путешествия из Белфаста. Томас оставался на борту до 6 часов 30 минут этим вечером, после чего возвратился в контору "Харланд энд Вольф" для составления писем и проведения других служебных дел.

Вторник, 9ое апреля 1912 года

Это последний день, целиком проведенный "Титаником" в Саутгемптоне... Завтра он отправится в свой первый рейс.
Продовольствие и припасы продолжают загружаться на судно. Капитан Кларк (Clark), инспектор Бюро по Торговле (Board of Trade), находится на корабле и осматривает каждую часть судна. Согласно второму офицеру, Чарльзу Лайтоллеру, "он делал свою работу и я конечно скажу, что он делал ее тщательно". Капитан Э.-Дж. Смит, командир "Титаника", прводил свой личный осмотр. Когда он зашел на мостик, лондонский фотограф сфотографировал его. Фотография станет бессмертной, поскольку будет единственной фотографией на мостике своего самого большого и последнего командования. Томас Эндрюс размещается в своей каюте и пишет миссис Эндрюс: "Теперь "Титаник" почти готов и думаю, что оправдаю длительное доверие к фирме, когда мы отплывем.".

Все офицеры, за исключением Смита, проводили ночь на борту, проводя регулярное курирование и наблюдение в последнюю ночь в порту. Ночь только с основной частью команды и без каких-либо пассажиров была совершенно тихой. Она была довольно прохладной и один из офицеров, дежуривший в кабине крыла мостика со стороны порта и смотревший на очертания Саутгемптона на фоне неба, грел руки о кружку с чаем, испускающую пар. Подобно лицам всех моряков перед первым рейсом, его выражало смесь волнения, опасения и гордости. Гордость из-за того, что его выбрали для службы на флагманском судне "Уайт Стар Лайн" в его первом рейсе.

Среда, 10ое апреля 1912 года

Капитан Смит поднялся на "Титаник" в 7 часов 30 минут утра и получил донесение об отплытии от главного офицера Генри Уальда. Беспорядочная процессия из пожарных, удиферентовщиков, кочегаров, стюардов и другого персонала медленно тянулась по улицам и верфи до тех пор, пока наконец не поднималась на борт гладкого нового лайнера. Несколько раз властным звуком своей сиреной "Титаник" предупреждал о наступлении дня отплытия всех на несколько миль вокруг. Дж.-Брюс Исмей, президент "Уайт Стар Лайн", поднялся на борт немедленно после завтрака и начал полный осмотр своего нового флагмана.
Между 9 часами 30 минутами и 11 часами 30 минутами три поезда "Уайт Стар", согласованные с пароходным расписанием, прибыли со станции "Ватерлоо" под Лондоном и привезли пассажиров Первого, Второго и Третьего классов. Лоуренс Бисли поднялся на борт в 10 часов утра с двумя друзьями, прибывшими из Экзетера, чтобы проводить его. Задолго до отплытия на "Титаник" поднялся лоцман, капитан Джордж Боуйер и немедленно был поднят лоцманский флаг. Незадолго до полудни сирена "Титаника" предупредила о наступающем времени отплытия. Судно начинают покидать посетители с берега, береговая команда и офицеры порта. В полдень "Титаник" отходит и буксируется из дока двумя буксирами, один из которых - "Вулкан", который спасет "Титаник" при обрыве всех шести швартовых концов лайнера "Нью-Йорк", когда его начнет вести ("примагничивать") к "Титанику". Только быстрая реакция капитана Смита и команды буксира предотвратили столкновение. После некоторой задержки, "Титаник" возобновил свое 24-мильное путешествие вниз проливом Ла-Манш по курсу на Шербур (Франция). В 5 часов 30 минут вечера "Титаник" прибыл в Шербур. Шербурские пассажиры загрузились на тендеры и ожидали переправы на "Титаник". "Титаник" бросил якоря в бухте Шербура, освещенный всеми своими огнями. В 8 часов 30 минут вечера якоря были подняты и "Титаник" направился в Куинстаун (Ирландия), вновь пересекая пролив Ла-Манш и огибая южный берег Англии.

Четверг, 11ое апреля 1912 года

Короткий рейс из Шербура в Куинстаун не был богат событиями, давая пассажирам возможность исследовать великий новый лайнер. Но не было никакого отдыха для удиферентовщиков, смазчиков и кочегаров в угольных бункерах и машинных отделениях. Также никакой передышки не имели Томас Эндрюс и 9 других членов гарантийной группы с ферфи "Харланд энд Вольф", продолжавшие помогать инженерной службе "Титаника" с инфраструктурами систем, нуждающимися во внимании. Полная генеральная репетиция аварии сопроваждалась сигналами тревоги, следующими за постепенным спуском водонепроницаемых дверей.
В 11 часов 30 минут дня "Титаник" бросил якорь в порту Куинстауна на расстоянии примерно двух миль от берега и подготовился к принятию на борт дополнительных пассажиров и почты с тендеров "Америка" (America) и "Ирландия" (Ireland). В 1 час 30 минут дня якорь правого борта был поднят в последний раз и "Титаник" отбыл в свой первый трансатлантический рейс в Нью-Йорк. На борту находилось приблизительно 2 227 пассажиров и членов команды. "Титаник" начал свою жизнь, когда огромные проппелеры начали крутиться, толкая его на встречу ледяному свиданию в Северной Атлантике. Короткая остановка, чтобы дать сойти лоцману на плавучий маяк "Даунт" (Daunt), последовала за широким поворотом на правый борт и зеленые поля Ирландии скрылись из виду. Французское рыболовное судно прошло в опасной близости от "Титаника". Оно было настолько близко, что рыболовы были обрызганы волной от носовой части "Титаника". Их приветствие было возвращено дежурным офицером, который задействовал паровой свисток. В прекрасный свежий ирландский полдень "Титаник" миновал Олд Хед-оф-Кинсейл на своем пути вниз по проливу Святого Георга. Многие видели огромный лайнер в этот день, когда он проходил в 4 или 5 милях от неровного побережья. Некоторые, находясь на закате своих дней, еще помнят неповторимое зрелище: огромный лайнер с черным корпусом и белой надстройкой, освещенный лучами солнца, величаво исчезает из поля зрения.

Пятница, 12ое апреля 1912 года

На рассвете "Титаник" был уже в Атлантике и шел на скорости 21 узел. Между 11 и 12 апреля, "Титаник" покрыл расстояние в 386 миль по прекрасной, спокойной и чистой погоде. Каждый день, пока длился рейс, восторг от судна увеличивался из-за его хорошего поведения в движении, полного отсутсвия вибрации и устойчивости даже при постоянно увеличивающейся скорости. По наблюдениям Лайтоллера, "мы не должны были делать записей о переходе; фактически, "Уайт Стар Лайн" неизменно отправляла суда с пониженной скоростью во время их нескольких первых рейсов".
Лоуренс Бисли отмечал впоследствии, что ветер был достаточно холодной, даже слишком холодный, чтобы сидеть на палубе, чтобы читать или писать, так что многие с пользой проводили время в библиотеке. Бисли также замечал относительно крене "Титаника" на левый борт. Эконом объяснил это тем, что уголь вероятно используется в основном с правой стороны судна. Это излишнее расходование запасов угля с правой стороны вызвано постоянным поддержанием огня в котельном помещении №6 с тех пор, как "Титаник" выходил на ходовые испытания двумя неделями ранее, но к пятнице контроль над этим был восстановлен. В течение дня, "Титаник" получил множество радиограмм с поздравлениями и наилучшими пожеланиями, включая радиограммы от судов "Императрица Великобритании" (Empress of Britain) и "Турен" (La Touraine). Каждое поздравление содержало также предупреждение обо льдах, что не было удивительным для апрельского плавания.

Позже вечером, радиотелеграф "Титаника" был отключен Филлипсом и Брайдом, которые до раннего утра искали причину неполадок в аппаратуре и нашли ее. Пятница перешла в субботу, суда сталкивались со льдами на всем протяжении судоходных трасс Северной Атлантики.

Суббота, 13ое апреля 1912 года

Между полднем пятницы и полднем субботы "Титаник" покрыл 519 миль. В 10 часов 30 минут утра капитан Смит начал ежедневный осмотр. При осмотре машинного отделения, главный механик Белл уведомил Смита, что огонь в котельном отделении №6 был полностью погашен. Однако, переборка, являвшаяся частью угольных бункеров, обнаруживала некоторые признаки повреждения от высокой темпиратуры и одному из пожарных было приказано втереть масло в поврежденные области. Глубоко внизу в кочегарке "черная" бригада, с оголенными торсами продолжала удовлетворять запросы топок в атмосфере, наполненной большим количеством угольной пыли. Сложно было представить в ужасающей жаре кочегарки, что на палубе было почти морозно. Час за часом, часы за часами продолжался беспощадный, изнурительный труд.
Воскресенье, 14ое апреля 1912 года
Продолжалась прекрасная погода с ровным морем и умеренным юго-восточным ветром. Каждый находился в прекрасном расположении духа. Мужественные пассажиры прохаживались взад и вперед по шлюпочной палубе, так как бриз был хотя и зябкий, но бодрящий. Между субботой и воскресеньем, "Титаник" покрыл 546 миль. Ранее "Титаник" принял радиограмму от "Каронии" (Caronia) с предупреждением о льдах впереди, за которой последовало сообщение от нидерландского лайнера "Ноордам" (Noordam), с которого вновь предупреждали о "множестве льдов" впереди. Ранним полднем, "Балтик" (Baltic) сообщил о "больших ледяных полях" около 250 миль впереди от "Титаника" (это сообщение, которое Смит передал Дж. Брюсу Исмею). Спустя короткое время, немецкий лайнер "Америка" (Amerika) предупредил о "большом айсберге", но это сообщение не было передано на мостик. Только перед 6 часами вечера, Смит изменяет курс судна немного на юг и запад от нормального курса, чтобы избежать встречи со льдами, предупреждения о которых поступили со столь многих судов. Курс "Титаника" теперь точно на запад и 86 на юг. Но не было дано никаких указаний относительно снижения скорости и фактически к этому времени скорость "Титаника" была увеличена. В 7 часов 30 минут вечера от "Калифорниана" (Californian) поступило 3 предостерегающих сообщения относительно больших айсбергов, в которых сообщалось что они находятся всего лишь в 50 милях впереди. После освобождения от обеда, Смит возглавляет командование на мостике, где он обсуждает необычно тихую и чистую погоду со вторым офицером Лайтоллером. Около 9 часов 20 минут вечера Смит удаляется на ночь, как он делал это обычно, приказав разбудить его "если это станет совсем подозрительным", после чего Лайтоллер предупреждает впередсмотрящих наблюдать за льдами до утра. В 9 часов 40 минут вечера предупреждение о большой ледяной массе и айсберге было получено от "Месабы" (Mesaba). Это сообщение было пропущено Брайдом и Филлипсом из-за их загруженности сообщений от пассажиров, которые необходимо было передать.
В целом, по всем ледовым предупреждениям, полученным в этот день, получается, что прямо перед "Титаником" было огромное ледяное поле протяженностью 78 миль. В 10 часов вечера Лайтоллера заменил первый офицер Мердок. В 10 часов 55 минут приблизительно в 10-19 милях от "Титаника" льдами был остановлен "Калифорниан" и посылал предупреждения всем судам, находящимся в этом районе. Брайд обругал "Калифорниана" известным ответом: "Не мешай! Заткнись! Ты глушишь мой сигнал. Я работаю с мысом Рос." и радист "Калифорниана" прекратил свою передачу на всю ночь.

К этому времени топились котлы 24 и 29 и теперь "Титаник" шел на скорости более 22 узлов - наивысшая скорость, когда либо им достигнутая. В 11 часов 30 минут вечера впередсмотрящие Флит и Ли обратили внимание на нечто прямо впереди, что выделялось на фоне безлунного неба. В 11 часов 40 минут, когда "Титаник" мчался на скорости более 22 узлов, Флит увидел прямо по курсу огромный айсберг и просигналил об этом на мостик. Шестой офицер Моуди подтвердил сигнал и передал его Мердоку, который инстинктивно скомандовал "Право на борт" ("Hard-a-starboard") и телеграфировал в машинное отделение остановить все двигатели, после чего последовала команда дать полный назад. Он также закрыл водонепроницаемые двери. "Титаник" медленно стал уваливаться влево, но подводная часть проходящего мимо айсберга била и рвала правую сторону на протяжении 90 метров (300 футов), полностью открывая пять передних отсеков для поступления забортной воды также, впрочем, как и затапливая угольный бункер, обслуживающий кочегарку №9.

На 11 часов 55 минут вечера, спустя 15 минут после столкновения, была уже затоплена почтовая контора, находившаяся в передней части палубы "G". После быстрого осмотра повреждения Уайльдом, Боксхоллом и Эндрюсом, капитан Смит знал самое плохое..., - что "Титаник" тонет и более 2 200 человек находились в крайней опасности. С тяжелым сердцем, Смит лично берет координаты "Титаника", определенные четвертым офицером Боксхоллом и идет в радиорубку. Вручая бумагу Филлипсу сразу после полуночи, он просит передать сигнал бедствия. Филлипс передает в эфир сигнал бедствия: CQD...MGY...CQD...MGY...

Понедельник, 15ое апреля 1912 года

Вскоре после полуночи, в сквош-корте, находящемся на высоте почти 10 метров (32 фута) от киля, качается вода. Большая часть котлов была потушена и огромные облака пара свободно с ревом вырывались наружу из трубопроводов по сторонам дымовых труб. Смит приказал расчехлить спасательные шлюпки и собрать членов команды и пассажиров к местам аварийного сбора. Если бы шлюпки заполнялись полностью, то в них нашлось бы место для 1 178 человек из, приблизительно, 2 227 находившихся на борту.
Между 12 часами 10 минутами и 1 часом 50 минутами утра несколько членов команды "Калифорниана" видели то, что по их мнению являлось блуждающими огнями парохода. С него видели также и ракеты, но особенно никаких действий не предпринималось. Многочисленные суда приняли радиосигналы бедствия "Титаника" и многие шли на помощь, включая "Карпатию" - лайнер компании "Кунард" под командованием Артура Рострона, которая находилась в 58 милях южнее "Титаника". В 12 часов 15 минут утра Уэллейс Хартли вместе со своим оркестром начали играть живые мелодии регтайма в салоне Первого класса на палубе "A". Они продолжали играть, пока не погибли все члены оркестра.

К 12 часам 55 минутам утра Смит отдал приказание начать загрузку спасательных шлюпок женщинами и детьми; приказ индивидуально сопровождался запиской второму офицеру Лайтоллеру. К 12 часам 45 минутам утра шлюпка №7 по правой стороне была благополучно спущена имея на борту лишь 28 человек при возможности принять всего 65. Приблизительно в этот момент квартермейстером Джорджем Роу по приказанию Боксхолла со шлюпочной палубы от гнезда леерного ограждения мостика из эвакуационной шлюпки №1 была запущена первая сигнальная ракета. Она пролетела 240 метров (800 футов) по воздуху и рассыпалась на 12 блестящих белых звезд с громким звуком. Боксхолл видел приближающееся судно, которое затем удалилось несмотря на то, что он пытался связаться с ним с помощью фонаря Морзе. В 1 час 15 минут в воде скрылось носовое название "Титаника" и теперь его кренило на левую сторону. К этому моменту на воду было спущено семь шлюпок, имею на борту лишь очень небольшое количество пассажиров и членов команды, чем они могли бы принять. Наклон палубы становится более крутым и шлюпки начинают загружать более основательно, как, например, правостороннюю №9, которая была спущена в 1 час 20 минут с 56 человеками на борту. Теперь "Титаник" имел заметный крен на правую сторону. В 1 час 30 минут начали проявлятся признаки паники при спуске правосторонней шлюпки №14 с 60 человеками и пятым офицером Лоу на борту. Лоу вынудили произвести три предупредительных выстрела вдоль борта судна, чтобы удержать на месте группу непокорных пассажиров, которые хотели прыгнуть в уже полностью загруженную шлюпку.

Радиосигналы бедсвия, посылаемые Филлипсом в эфир, теперь были близки к безумству и содержали сообщения типа: "мы тонем быстро" и "это не может длиться слишком долго". Сталеплавильный магнат Бен Гугенхайм вместе со своим служителем Виктором Гиглио вернулись в свои каюты и переоделись в вечерние костюмы, заявив, что "Мы переоделись в свое самое лучшее и приготовились уйти, как джентельмены. В 1 час 40 минут утра большая часть шлюпок носовой части была спущена и пассажиры начали перемещаться к корме. Дж.-Брюс Исмей остался в складной шлюпке "C" вместе с другими 39 людьми на борту и в последней шлюпке, спускаемой с правого борта. На носовой колодезной палубе бурлила вода. К 2 часам вода была уже всего в 3 метрах (10 футах) от прогулочной палубы. Примерно в это время Хартли выбрал для оркестра последнюю пьесу: "Ближе к тебе, о Господи!" ('Nearer, My God, to Thee!'). Хартли всегда говорил, что это был гимн, который он бы выбрал для собственных похорон. Лайтоллер приказывает членам команды взяться за руки, окружив складную спасательную шлюпку "D" и пропускать в нее лишь женщин и детей, так как на борту оставалось еще более 1 500 человек, а свободных мест в шлюпке было всего 47. В 2 часа 5 минут, шлюпка "D" начала свое путешествие вниз с 44 людьми на борту из 47 максимально возможных. Вода начинает заливать передний конец палубы "A" и наклон "Титаник" становится более крутым. В это же самое время Смит идет в радиорубку и освобождает Филлипса и Брайда, сказав, что они "выполнили свои служебные обязанности". Возвращаясь обратно на мостик, Смит сказал нескольким членам команды: "Теперь каждый сам за себя". Наверное, его последние мысли были о любимой жене Элеанор (Eleanor) и маленькой дочере Хелен (Helen). Уолтер Лорд (Walter Lord) так описывает эту сцену в книге "A Night to Remember": "когда все шлюпки были спущены, странное спокойствие опустилось на "Титаник". Закончились волнение и беспорядок и сотни оставшихся на борту спокойно стояли на верхних палубах. Они лепились к внутренней стороне судна, стараясь держаться как можно дальше от леерного ограждения."

Корма начинает подниматься из воды и пассажиры перемещаются все ближе и ближе к кормовой части. Примерно в 2 часа 17 минут погрузился нос "Титаника" вместе с сотнями пассажиров из Второго и Третьего классов, которые слушали исповедь Отца Томаса Байлса, собравшихся в кормовом конце шлюпочной палубы. В 2 часа 18 минут утра раздался ужасный грохот от всех незакрепленных предметов, разом свалившихся на погруженный нос внутри "Титаника". Огни мигнули и погасли; "Титаник" оставался видимым только из-за черного силуэта, выделявшегося на фоне звездного неба. Многие убеждены, что корпус развалился на две части между третьей и четвертой трубами. Судно заняло позицию и оставалось абсолютно перпендикулярно океану на протяжении нескольких минут. В 2 часа 20 минут оно начало медленно соскальзывать вниз, пока не достигло дна океана, опустившись на 3 900 метров (13 000 футов) вниз.

Это было концом самого большого судна того времени. Почти сразу ночь наполнилась плачем оставшихся в живых, который разрастался все больше и был душераздирающим, пока не превратились по словам Джека Тейера "в продолжительное вопящее монотонное песнопение". Ужасающий шум продолжался бы некоторое время, но благодаря милосердию многие бы скорее замерзли до смерти, чем утонули. Крики действовали даже на закаленного Лайтоллера, который слышал "сердцераздирающие, никогда не забываемые звуки" из перевернутой складной шлюпки "A". Позже он признался, что никогда не позволил бы себе жить с мыслью об этих внушающих ужас криках. В 3 часа 30 минут утра со шлюпок были замечены ракеты "Карпатии" и в 4 часа 10 минут шлюпка №2 "Титаника" была поднята на борт. В 5 часов 30 минут после уведомления "Франкфурта" (Frankfort) о том, что "Титаник" затонул, "Калифорниан" пошел к месту катастрофы и прибыл примерно через три часа после того, как последняя шлюпка № 12 была спасена "Карпатией". Согласно протоколу, Лайтоллер был последним спасенным, ступившим на борт. В 8 часов 50 минут "Карпати" предоставила поиск оставшихся в живых другим судам и направилась в Нью-Йорк. На ней находились только лишь 705 спасшихся. Примерно 1 522 души было потеряно. Дж.-Брюс Исмей послал следующее сообщение в нью-йоркскую контору "Уайт Стар Лайн": "С глубоким сожелением сообщаю вам о гибели "Титаника" этим утром после столкновения с айсбергом и возникшими в связи с этим серьезными потерями жизней. Полные подробности позже."

 

Hosted by uCoz